Реагирует на внезапное хлопанье в ладоши. Реагирует на звук (с определенной задержкой). Узнает голос матери, быстро «отвечает» улыбкой при виде лица матери. Следит взглядом за перемещающимися яркими предметами (с
В 3 месяца — гуление (протяжные, певучие звуки), гласные звуки: а, э, у, и; согласный р.; звукокомплексы: агу, тиль, тилья.
Понимает, как именно взрослый разговаривает с ним, например, улыбается, когда взрослый говорит дружелюбно, огорчается, если взрослый говорит с ним сердитым тоном. Положительно реагирует на негромкую музыку. Появляется лепет (имеются согласные звуки: п-б, т-д, к-г, фь-вь, сь-зь, х, м, нь, ль, велярный р; а также слоги: ба-ба, па-па, ма-ма).
Исчезает сосательный рефлекс. Пьет из чашки (с посторонней помощью). Кусает все, что кладут ему в рот. Лежит и лепечет сам по себе.
Повторяет свои собственные звуки. Выражает настроение: аи-аи-аи-аи (нежность), оп-оп (сильное волнение), дя-дя-дя-дя (увидел еду). Различает знакомых и незнакомых людей.
Понимает отдельные слова. Поворачивает голову к человеку, который его зовет. Находит предмет, спрятанный под листом бумаги. Смотрит на предмет, который катится прочь. Ребенок начинает говорить: тя-тя, па-па, ля-ля-ля, те-тя, дя-дя, ар-ар-ар, атя-атя.
Лепетное декламирование, пение слогов в 9 мес. является показателем нормального в будущем развития речи.
Возникают слова «не-да» с соответствующими жестами. «Дай ам» — просит есть. Видит мужчину и говорит: «дядя»; женщину — «тетя». Должен владеть
Поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», подносит игрушечную кошечку к миске, произнося при этом: «Ням-ням». В лепетной речи появляются междометия: «бух», «бах», «ах».
Подчиняется простым приказам. Показывает ручкой в ответ на вопрос «где?» (часы, глазки, носик). Машет ручкой «до свидания», играет в жмурки, ладушки; ставит кубики один на другой, звенит колокольчиком, стучит молоточком.