0-3 месяца
Реагирует на внезапное хлопанье в ладоши. Реагирует на звук (с определенной задержкой). Узнает голос матери, быстро «отвечает» улыбкой при виде лица матери. Следит взглядом за перемещающимися яркими предметами (с 12-14 дней). Различает предметы разного цвета: зеленый, красный, оранжевый и др. (с 29-30 дней). Отыскивает по звуку колокольчик (с 1,5 месяцев).
В 3 месяца — гуление (протяжные, певучие звуки), гласные звуки: а, э, у, и; согласный р.; звукокомплексы: агу, тиль, тилья.

4 месяца
Понимает, как именно взрослый разговаривает с ним, например, улыбается, когда взрослый говорит дружелюбно, огорчается, если взрослый говорит с ним сердитым тоном. Положительно реагирует на негромкую музыку. Появляется лепет (имеются согласные звуки: п-б, т-д, к-г, фь-вь, сь-зь, х, м, нь, ль, велярный р; а также слоги: ба-ба, па-па, ма-ма).

5-6 месяцев
Исчезает сосательный рефлекс. Пьет из чашки (с посторонней помощью). Кусает все, что кладут ему в рот. Лежит и лепечет сам по себе.
Повторяет свои собственные звуки. Выражает настроение: аи-аи-аи-аи (нежность), оп-оп (сильное волнение), дя-дя-дя-дя (увидел еду). Различает знакомых и незнакомых людей.

8-9 месяцев
Понимает отдельные слова. Поворачивает голову к человеку, который его зовет. Находит предмет, спрятанный под листом бумаги. Смотрит на предмет, который катится прочь. Ребенок начинает говорить: тя-тя, па-па, ля-ля-ля, те-тя, дя-дя, ар-ар-ар, атя-атя.
Лепетное декламирование, пение слогов в 9 мес. является показателем нормального в будущем развития речи.

11-12 месяцев
Возникают слова «не-да» с соответствующими жестами. «Дай ам» — просит есть. Видит мужчину и говорит: «дядя»; женщину — «тетя». Должен владеть 8-10 словами. Сопровождает слова взглядом. Например, поднимает вверх голову и говорит: «люна» (Луна).
Поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», подносит игрушечную кошечку к миске, произнося при этом: «Ням-ням». В лепетной речи появляются междометия: «бух», «бах», «ах».
Подчиняется простым приказам. Показывает ручкой в ответ на вопрос «где?» (часы, глазки, носик). Машет ручкой «до свидания», играет в жмурки, ладушки; ставит кубики один на другой, звенит колокольчиком, стучит молоточком.

 

Развитие ребенка
по Годам

 
До года

Реагирует на внезапное хлопанье в ладоши, на звук (с определенной задержкой). Читать далее

до года
1 год

Отвечает на вопрос: «Хочешь молока?» — «Да, ням-ням»; фразы типа «Вова ам»Читать далее

1 год
2 года

Речь детей особенно активна с куклами, игрушками-животными. Знают двустишия.Читать далее

2 года
 
3 года

Ребенок задает знаменитый вопрос «почему?». Словарь достигает 800-1300 слов. Читать далее

3 года
4 года

Ребенок достаточно хорошо владеет языком. Правильно использует грамматику. Читать далее

4 года
5 лет

Активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов. Фраза усложняется.Читать далее

5 лет
 
6 лет

Ребенок правильно произносит все звуки речи. Строит сложные предложения.Читать далее

6 лет